Игры на внимание с 1,5 лет. Найди на картинке названные предметы (например, все яблоки).
Игры на внимание с 3 лет. На двух похожих картинках попросите ребенка отыскать отличия (или сходство).
Игры на внимание с 3,5 лет. Вставь пропущенный предмет. Дается ряд предметов в определенной последовательности: мяч, машина кукла, мяч и т.д. Периодически в линейке предметов что-то пропускается. Ребенок должен найти пропущенный предмет.
Игры на внимание с 3-4 лет. «Лабиринт», «Перепутанные линии» и другие аналогичные игры, где нужно найти несоответствие действительности (например, спит ли корова на дереве).
Игры на внимание с 3-4 лет. «Правая рука, левая рука». Вы даете команды и сами вместе с ребенком их выполняете. Периодически вы стараетесь сбить ребенка с толку, например: поднят правую руку, поднять лев юрку (а сами руку отводите в сторону).
Игры на внимание с 4 лет. «А что там за окном?» Пусть ребенок постарается как можно точнее описать видимое за окном. Такое упражнение развивает разные свойства внимания: и распределение, и объем, и переключение. Или «Путаница»: «Летели птицы: голуби, синицы, кроты и воробьи…» Ребенку надо спеть заметить подвох.
Игры на внимание с 4-5 лет. Рисунок под диктовку. Очень хороший способ развивать концентрацию внимания. Эта игра-инструкция выполняется на листочке в клеточку: «1 клетка вверх, 2 клетки вправо, 3 клетки вниз и т.д.
Свойства внимания
Слово внимание произошло от слова «внимать» – брать. Таким образом, внимание – это возможность получить от окружающего мира новые знания, впечатления и т.д.
Свойства внимания и развитие ребенка
Когда ребенок с интересом смотрит на яркие красочные игрушки, то он обращает на них непроизвольное внимание. А вот произвольное внимание напрямую связано с успешным развитием ребенка. Разные свойства внимания по-разному влияют на получение новых знаний ребенком. Например, при овладении математикой ведущую роль играет объем внимания. Успешность усвоения русского языка связана с точностью распределения внимания. Обучение чтению – с устойчивостью внимания (способность длительно фокусировать внимание на чем-то одном). Концентрация внимания – способность сохранить сосредоточение на объекте даже при помехах. Переключение внимания – способность быстро перемещать внимание из одного объекта на другой.
От внимания к невниманию – 1 шаг!
Невнимательность ребенка может быть связана с возрастными особенностями (чем старше ребенок, тем устойчивее его внимание) и с уровнем его развития. Когда родитель видит проявление слабого внимания, полезнее сказать: «Старайся быть внимательнее!», и ребенок будет стараться контролировать свое внимание.
Развитие всех свойств внимания у ребенка
Развивая все свойства внимания, мы всесторонне развиваем ребенка. Малыш растет, и с возрастом совершенствуется его способность управлять своим вниманием. Вы можете помочь ему в этом.
Тест на внимание для детей 5-6 лет
Насколько у вашего ребенка развито внимание, поможет определить тест. В домашних условиях можно провести упрощенный вариант теста на внимание.
Дидактический материал для теста на внимание
Для проведения теста на внимание потребуется таблица с изображением различных предметов (примерно 10х10: по 10 предметов на 10 строках). Например: гриб, дом, звезда и т.д. Для детей 5-6 лет – геометрические фигуры. Младшим школьникам – буквы.
Проведение теста на внимание
По сигналу ребенок должен найти и зачеркнуть названный предмет (например, все звезды – вертикальной линией, а все домики – горизонтальной).
Затем дается сигнал «стоп», и ребенок ставит черт в том месте, где закончил выполнять задание (и так 5 раз по 30 сек.).
Ключ к тесту на внимание
Отметьте пропущенные предметы черной, а неправильно зачеркнутые – галочкой. Сравните количество ошибок в начале и в конце теста. Если в конце теста их значительно больше – следует поработать над устойчивостью внимания.
Общее количество ошибок в тесте: если больше галочек – низкая переключаемость внимания.
Если больше черточек – низкая устойчивость внимания.
Об уровне концентрации внимания можно говорить, если в процесс выполнения задания вы включите помехи (чью-то речь, например). Если количество ошибок от помех не увеличивается, то концентрация внимания хорошая.